Арт-хаусное движение в искусстве зародилось еще в 1910-20-е годы благодаря пионерам авангарда. Сальвадор Дали в творческом союзе с режиссером Луисом Бунюэлем выпустил ряд сюрреалистических картин («Золотой век» — 1930, «Андалузский пес» — 1929), которые полностью лишены сюжета, линейной последовательности, рациональности или символизма, а наполнены сменяющимися образами по принципу сновидений, навеянными популярной теорией психоанализа.http://jokk-art.ru/

Андалузский пес (1929)

Американским оскароносным режиссером Дэвидом Уроком Гриффитом в 1916 году был снят эпический киношедевр эпохи немого кино — «Нетерпимость», который является этапной кинокартиной в развитии мировой киноиндустрии, в том числе и арт-хауса.http://jokk-art.ru/

Нетерпимость (1916)

Переломное в истории России время — начало ХХ века — отразилось и в искусстве, а ярчайшая киноработа «Броненосец «Потемкин» советского гения режиссуры Сергея Эйзенштейна, снятая с элементами арт-хауса и сюрреализма в 1925 году, неоднократно возглавляла топ рейтинг фильмов «всех времен и народов», а также и поныне является наиболее цитируемой кинокартиной.http://jokk-art.ru/

Броненосец Потемкин (1925)

Именно в 20-е годы прошлого столетия стало формироваться общественное мнение, разделяющее кинопродукцию на две категории: развлечение и искусство. Причиной тому послужили яркие работы итальянских футуристов Бруно Корра и Арнальдо Джинна (1919-1920), французских авангардистов-дадаистов (Cinéma pur), немецкими «абсолютными» режиссерами (яркая киноработа Ханса Рихтера — Rhythmus 21 (1921) в стиле абстракционизма).http://jokk-art.ru/

Rhythmus 21 (1921)

Мир искусства стремительно менялся и арт-хаус именно на заре ХХ столетия получил статус интеллектуального кино.

Арт-хаус: «новая волна»

Понятие «арт-хаус» сформировалось примерно в 40-е годы ХХ столетия. Именно так назывались кинотеатры, где происходил прокат довоенных кинематографических лент и кинокартины иностранного производства, например итальянских режиссеров-неореалистов Роберто Росселлини («Рим — открытый город» — 1945, «Пайза» — 1946), Витторио де Сика («Похитители велосипедов» — 1948).http://jokk-art.ru/

Рим-открытый город (1945)

«Сознательный ход арт-хауса», совершенный итальянцами, оказал значительное влияние на французских кинематографистов и конец 50-х годов ХХ века был назван критиками как «Новая волна арт-хауса». Эти кинематографические работы представляли симбиоз итальянского неореализма и голливудского мейнстрима: «Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958), «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо (1959).http://jokk-art.ru/

Четыреста ударов (1959)

В 60-е годы термин «арт-хаус» стал эвфемизмом европейского кино «новой волны», а к 70-м также для описания художественной кинопродукции порноиндустрии. Широкая трактовка термина обращает к большому перечню кинематографических работ под единым определением «артхаусный фильм»:

  • культовый хоррор Хичкока;
  • экспериментальный андеграунд, «проповедующий» эпатаж и бунтарство;
  • европейские авторские фильмы с идеей «сексуальной революции»;
  • «независимые» американские киноработы.http://jokk-art.ru/

Психо (1960)

В этот же период выходит первая эротическая киноработа эпатажного Энди Уорхола «Blue Movie» (1969), ознаменовавшая Золотой век порно и культурный стиль «порно-шик», широко культивировавшийся сначала в США, а затем и по всему миру.

К 2000-м, арт-хаус стилистически четко стал обозначать категорию независимых киноработ, однако при финансовой поддержке крупнейших киностудий, что вызывает немало споров среди критиков в отношении «независимости» таких фильмов.

«Новейшая история» арт-хауса

«Кино не для всех» — именно так современность трактует термин «арт-хаус». Это некоммерческие киноработы с низким бюджетом, которые имеют ряд характерных отличий от «голливудского стандарта»:

  • фокусирование на мыслях, выводах и ощущениях персонажей;
  • отутствие четко прослеживаемой сюжетной линии;
  • акцент на социальный реализм;
  • авторское видение режиссера.http://jokk-art.ru/

Арт-хаусные фильмы невозможно «уложить» в рамки привычных жанров, будь то комедия или мелодрама, так как они за пределами этих понятий.